Проект на тему: "Какую воду мы пьём?"

Тематика: 
Автор: 
Дорошко Богдан Николаевич
Руководитель: 
Мананникова Ирина Владимировна
Учреждение: 
МАОУ "Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского"
Класс: 
3

В индивидуальном исследовательском проекте по окружающему миру на тему «Какую воду мы пьём?» учеником 3 класса было проведено исследование, подразумевающее изучение свойств питьевой воды в водопроводном кране, роднике и колодце. С результатами проведенного исследования школьник познакомил обучающихся своего класса. Также был проведен опрос по изучаемой теме проекта.

Подробнее о проекте:


В работе над исследовательским индивидуальным проектом на тему «Какую воду мы пьём?», обучаясь в 3 (4) классе школы, автор проводит опыты в домашних условиях по определению качества воды из различных источников в его селе, определяет вкус, запах, прозрачность и жесткость представленных экземпляров воды.

Анализируя вкусовые качества воды из разных источников: водопровода, родника и колодца, ученик 3 класса в исследовательской работе по окружающему миру на тему «Какую воду мы пьём?» приходит к выводу, что вода бывает разной: из-под крана, родниковая и колодезная. В ходе проведенной исследовательской работы выясняется, что родниковая вода лучше для питья.

Оглавление

1. Какую воду мы пьём?
1.1 Сведения о воде.
1.2. Социологический опрос.
2. Исследование физических свойств воды из разных источников: из водопровода, родника и колодца.
2.1 Исследование вкуса, запаха и прозрачности воды из разных источников: водопровода, родника и колодца.
2.2. Исследование жесткости воды из разных источников: водопровода, родника и колодца.
Опыт 1.
Опыт 2.
2.3. Исследование воды из разных источников: из водопровода, родника и колодца на наличие примесей.
Опыт 1.
Опыт 2.
Опыт 3.
Заключение
Используемые источники
Приложение

Введение

Актуальность
Почему была выбрана эта тема? На уроке окружающего мира мы узнали, что вода - одно из важных условий жизни на Земле. Часто ребята пьют воду в классе из-под крана. Но я заметил, что пластиковая бутылка, в которую мы наливаем эту воду для поливки цветов, становится тёмной с зеленоватым оттенком. А ведь ребята эту воду пьют?! Я задумался– какую же воду можно пить, не опасаясь за своё здоровье и отчего зависит качество питьевой воды? Какая вода течет нашем кране?

Проблема
Какую воду мы пьём? Важность этой проблемы определила предмет моих исследований.

Цель работы: изучение свойств питьевой воды в водопроводном кране, роднике и колодце.

Предмет исследования: качество воды из водопровода города Тамбов, из родника и колодца села Петровка Сампурского р-на.

Объект исследования: вода из разных источников: из родника, колодца, водопровода.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:

  1. Изучить информацию о качестве питьевой воды и способах улучшения качества воды в литературных источниках и сети Интернет.
  2. Провести опыты в домашних условиях по определению качества воды из различных источников в моём селе.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в систематизации знаний по теме исследования "Какую воду мы пьём?", составление рекомендаций по использованию воды.

Участники исследования:
Друзья по двору, родители, родственники.

1. Какую воду мы пьём

1.1 Сведения о воде


Вода – самое распространённое вещество на Земле. Почти три четверти поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, озёра, реки, а пятая часть суши покрыта снегом и льдами. В атмосфере находится много паров воды. В недрах Земли также много воды, пропитывающей почву и горные породы.

Животные и растения большей частью состоят из воды, в том числе и человек. Без пищи человек может прожить около месяца, если при этом будет потреблять жидкость. Без воды он погибнет через несколько дней. Взрослый человек для поддержания своей жизни должен получать 2,5 л в сутки, за 60 лет жизни в среднем выпивается 50 т воды.

Природная вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит незначительные количества различных примесей, которые захватывает из воздуха. Прежде неисчерпаемый ресурс - пресная чистая вода – становится исчерпаем. Сегодня воды, пригодной для питья, промышленного производства и орошения, не хватает во многих районах мира.

Проанализировав материал из научных источников, я выделил следующие свойства воды:

  1. Вода – универсальный растворитель.
  2. Вода на Земле присутствует одновременно в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном.
  3. Вода имеет свойство расширяться при замерзании и это спасает нашу планету от обледенения. Не обладая, она таким загадочным свойством, все водоемы промерзли бы до дна.
  4. Вода способна быть «живой» и «мёртвой». Талая, магнитная вода – это примеры «живой» воды. Тяжелая вода Мёртвого моря в Израиле или образованная в результате техногенных катастроф – это «мёртвая» вода.
  5. Вода обладает памятью. Она способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции.

1.2. Социологический опрос

В ходе социологического опроса были предложены следующие вопросы:
1. Сколько примерно Вы выпиваете воды в день?
а) только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.);
б) около 1 л, не считая в виде еды;
в) 2 л и более.

2. Интересует ли Вас качество воды, потребляемой для питья?
а) да;
б) нет.

3. Какую воду Вы пьёте дома?
а) из родника;
б) из колодца;
в) из водопровода.

Были получены следующие результаты (приложение)
Изучив анкеты, я понял, что большинство опрошенных получают воду в виде еды (чай, суп, компот), их интересует качество воды, в основном опрошенные пьют водопроводную воду.
Правильно ли это? И я решил исследовать основные свойства воды в домашних условиях.

2. Исследование физических свойств воды из разных источников: из водопровода, родника и колодца

Исследование физических свойств воды провёл органолептическим (органами чувств) путём.

2.1 Исследование вкуса, запаха и прозрачности воды из разных источников: водопровода, родника и колодца

  1. Определял вкус – пил и выбирал самую вкусную воду. Сделал вывод: у воды нет вкуса. Дело в том, что мы часто слышим от людей, что вода очень вкусная. Просто, когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», — хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
  2. Определял прозрачность - рассматривал через стаканы, с разными образцами воды. Сделал вывод - вода прозрачна.
  3. Определял запах - нюхал воду. Сделал вывод: у воды нет запаха. Однако, вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Свое исследование я оформил в таблице: (приложение 2)

Вывод: Исследуемая вода не имеет вкуса, запаха и она прозрачная.

2.2. Исследование жесткости воды из разных источников: водопровода, родника и колодца


Опыт 1. Жесткость воды определял с помощью кипячения. Взял воды из каждого источника по 500 мл. Каждую пробу воды кипятил до 20 минут, пока вода не уменьшилась в объеме втрое. В воде из водопровода и колодца появился осадок, который может приводить к образованию накипи. (Приложение 3.)

Вывод: жесткая вода образуется накипь. Накипь выводит из строя дорогостоящую бытовую технику, газовые и электрические котлы на производстве, а также жёсткая вода влияет на здоровье и повышает риск многих заболеваний.
Жёсткость воды можно уменьшить, если добавить в каждый стакан по 1 столовой ложке 9% уксусного раствора.

Опыт 2. Жесткость – определял с помощью мыльного раствора. Чтобы приготовить жёсткую воду развёл в стакане водопроводной воды одну чайную ложку морской соли. Затем в стаканах с образцами водопроводной, колодезной, родниковой и жесткой воды растворил по кусочку хозяйственного мыла (две, три спичечные головки). Во всех образцах получился мутный раствор, кроме стакана с жесткой водой, здесь вода осталась прозрачной. Затем через трубочку подул в каждый раствор. Во всех образцах появилась пена, а в образце с жесткой водой пены нет.

Вывод: при определении жесткости воды с помощью мыльного раствора установил, что вода из родника более мягкая.

2.3. Исследование воды из разных источников: из водопровода, родника и колодца на наличие примесей

Опыт 1. Добавил в воду крепкий раствор марганцовки.
Если вода остается розовой некоторое время, а не светлеет, то данная вода сравнительно чистая.
Из опыта видно, что родниковая вода имеет насыщенный цвет, водопроводная менее насыщенный, а самая светлой оказалась колодезная.

Вывод: колодезная вода больше всего содержит различных примесей.

Опыт 2. Образцы воды заморозил в морозилке холодильника. Этот опыт основан на эффекте вымораживания примесей. Заметил, что колодезная и водопроводная вода содержат примеси, а в родниковой их нет.

Вывод: водопроводная и колодезная вода содержат различные примеси, в колодезной воде их больше.

Опыт 3. Все образцы воды пропустил через фильтр из ватных дисков. На дисках, через которые пропускали колодезную и водопроводную воду я увидел наличие примесей. Родниковая вода на диске не оставила следа.

Вывод: колодезная вода больше всего содержит различных примесей.

Заключение

Вода - важное для жизни вещество:
Узнал, что вода — это самое важное для нас вещество. Она помогает нам расти, заботится о наших органах и делает нас здоровыми.

Вода разного вида:
Оказывается, вода бывает разной! Есть вода из-под крана, родниковая и колодезная. Все они важны, но некоторые могут быть чище, а некоторые - с примесями.

Как проверить воду:
Мы проводили разные опыты, чтобы проверить воду. Использовали марганцовку, замораживали и даже добавляли мыло.

Лучше всего пить чистую воду:
Выяснилось, что родниковая вода может быть лучше для питья. Она не оставила на след на фильтре и не изменила свой цвет после добавления марганцовки.

Важные навыки:
Теперь я умею собирать информацию, проводить опыты и делать выводы.

Используемые источники

  1. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия.: Науч.-поп. издание для детей/ - М.: ООО «Издательство «Росмэн-Пресс», 2003. – стр. 67
  2. Дорогова Е.М., Знаменская Л.Ф., Майоров В.Д. Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение. – М.: Стрекоза, 2009. – стр. 124-125
  3. Я познаю мир: Феномены мира: Детская энциклопедия. / С.Н.Зигуненко – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – стр. 201 – 203

Приложение

сколько воды пьете

качество воды

какую воду пьете


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет