Историческая справка о хлебнице и солонке

1. Историческая справка

В средние века люди использовали кусочки бересты вместо бумаги. Бумага или пергамент были очень дороги, а береста всегда была под рукой. Люди писали на бересте свои записки, деловые письма, хозяйственные распоряжения. Дети в школах использовали кусочки бересты вместо тетрадей. Семьсот лет пролежали эти кусочки в земле и не сгнили.


Примерно к тому же времени, к тринадцатому веку, относятся найденные на новгородской земле фрагменты туесков. По конструкции эти туески не отличались от современных и были украшены красивым резным орнаментом. Кстати, туесок — это берестяной сосуд или круглая коробочка из бересты с двойными стенками.

Наши предки делали туески разных размеров: от крохотных солоночек до огромных, вмещающих до пуда муки. Это была самая распространённая посуда в деревенском быту. Каждый крестьянин мог сделать ее сам. Инструменты для этого нужны были несложные, а материал был всегда под рукой. Туески делали везде, где в России рос березовый лес.

Летом, в жаркий июньский день выходил человек в лес валить берёзу. Выбирал белую и стройную, без чёрных наростов. Свалив дерево, распиливал его на чурки. Взяв чурку, человек вставлял между корой и деревом твёрдый деревянный клин или специальный инструмент — сочилку. Лезвие сочилки длинное плоское и чуть изогнутое, но не заточенное.

Отделив кору, древесину выколачивали. В руках у человека оставался пустой берестяной «стаканчик» — сколотень. С других берёз бересту снимали пластом. Для этого берёзу не валили, а просто надрезали бересту вдоль ствола и отдирали лист бересты от дерева. Из сколотня делали внутренний слой туеска, а из пластовой бересты делали слой внешний. Он назывался «рубашкой». Так получалась двухслойная заготовка, которую распаривали и вставляли круглое дно, выточенное из дерева.

Постепенно в России сложились центры народного промысла, где мастера делали свои изделия не только для себя и своих односельчан, но и для продажи. Эти центры располагались в тех местах, где, во-первых, было много березового леса, а во-вторых, там, где близко проходили оживлённые торговые пути.

Один из таких центров сложился и у нас на Урале. Это Нижняя Салда. Здесь у людей было своё разделение труда. Сначала за дело брались лесорубы. Они выходили в лес и вместе с заготовкой дров снимали с березы сколотни. Я читал в старинной книге, что сколотни заготавливали тысячами и стоили они копейки. Потом за дело брались мастера-туесочники.


Готовый туесок украшали тиснением с помощью металлических штампов. Сначала штампы были простыми: кружочки, полоски, дорожки, ромбики. Потом появились цветочки, птички, домики. Используя набор штампов, можно было оттиснуть на бересте довольно сложный рисунок. По штампу сверху ударяли молоточком, и на бересте оставался красивый и отчётливый отпечаток. Впервые такой способ тиснения был описан в дневнике Болотова, который посетил Великий Устюг, один из центров берестяного промысла, в 18 веке.

Росписью туесков занимались в Нижнем Тагиле. Там же расписывали металлические подносы. Самым распространённым сюжетом росписи был букет «тагильских розанов» — пышные, яркие цветы в обрамлении листьев и травинок. Расписанные и тиснёные туески с Урала расходились во все концы огромного российского государства, много их продавалось на ирбитской ярмарке.

Славились своей берестой также Русский Север — Вологодская и Архангельская области, Сибирь и Зауралье. Эти традиционные центры промысла сохранились и до сих пор.

При обработке бересты использовались три основных способа: уже упоминавшиеся здесь тиснение и роспись, а также плетение и резьба. С помощью плетения делали солонки, короба, корзины, сумки-пестери. Резьбой украшали шкатулки, табакерки, накладки деревянных сундучков и многое другое.

Резьба выполнялась одним ножом-косячком. Все элементы резного узора были соединены между собой. В отверстиях узора просвечивал нижний слой. Иногда в качестве нижнего слоя использовали подложенную фольгу разных цветов. Такой способ украшения бересты почему-то не был распространён на Урале. Очень много резных берестяных изделий делалось в Великом Устюге, вернее в деревнях вокруг него. По имени одной из таких деревень этот берестяной промысел так и называется «шемогодская береста».

Сюжеты для резьбы были сходны с сюжетами других северных промыслов — резьбы по кости и «северной черни».

Технический прогресс нанёс серьёзный удар берестяным промыслам по всей России. Туески уже не нужны были в таком количестве. Их перестали использовать как посуду. Гораздо проще и дешевле было купить термос, банку, пластмассовый стаканчик. Закат промысла был для многих мастеров личной трагедией.

Но не погиб древний промысел, он просто изменился, приспособившись к времени, в котором приходится существовать. Теперь берестяные изделия — это уже не посуда, а предметы декоративно-прикладного искусства. И изготавливают их в основном художники-прикладники. Их много, таких художников. И в нашем городе есть такие люди, которые занимаются обработкой бересты. Их работы я видел на выставках, ярмарках. В их умелых руках промысел продолжает жить. Наш преподаватель технологии тоже умеет обрабатывать бересту. На уроках он обучает нас азам этого искусства.