Русская печь: прошлое и настоящее

Тематика: 
Автор: 
Черникова Полина Александровна
Руководитель: 
Козырь Светлана Николаевна
Учреждение: 
МОУ "Средняя школа № 64" Красноармейского района г. Волгограда
Класс: 
10

В представленной исследовательской работе по истории "Русская печь: прошлое и настоящее" автор изучает историю русской печи и определяет её место в прошлом и настоящем. В исследовательском проекте по истории о русской печи изучается внешнее и внутреннее строение печки.

В данном исследовательском проекте по истории на тему "Русская печь: прошлое и настоящее" проводится подробный анализ положительных и отрицательных сторон русской печи.


Предложенная исследовательская работа по истории на тему "Русская печь: прошлое и настоящее" дает возможность ознакомиться нам с различной печной утварью, а также узнать, как использовалась русская печь в быту людей в прошлом и как используется в нынешнее время.

Оглавление

Введение
Часть I. История русской печи.
Часть II. Место печи в жизни наших предков.
Часть III. Русская печь в наши дни.
Заключение.
Список использованных источников и литературы
Приложение

Введение

Русская Печка, Русская Печка!
Нет в добром доме теплее местечка!
Рук неустанных и щедрых творение -
Предкам великим благодарение!

Юлия Калякина


Мое первое знакомство с русской печью состоялось, как и у большинства современных детей, благодаря русским сказкам. Кто же не знает Емелю, который так любил полежать на печи, что не захотел с нее слезть даже по приказу царя, и по щучьему велению она превратилась в средство передвижения.

Ученики нашей школы и воспитанники детского у русской печиА Илья Муромец пролежал на печи три года и три месяца, прежде чем стал богатырем. В печке прятались герои сказки «Гуси-лебеди». Мультфильмы и киносказки визуализировали печь, но ее образ всегда был для меня скорее сказочным, чем реальным.

Несколько лет назад в нашей школе был создан музей русского быта, главным экспонатом которого стала русская печь.
Ученики нашей школы и воспитанники ближайшего детского сада смогли не только узнать много нового об истории и устройстве русской печки, но и подержать в своих руках печной инвентарь: кочергу, ухват, чугунки. (Приложение 1).

К сожалению, на сегодняшний день по объективным причинам музей прекратил свое существование. Но я надеюсь, что это явление временное и мое исследование будет полезно в будущем, когда музей возобновит свою работу.

Предметом научно-исследовательской работы является русская печь.

Цель исследовательской работы – определить место русской печи в прошлом и настоящем.

Для достижения поставленной цели необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:

  1. Выяснить историю русской печи;
  2. Изучить внешнее и внутреннее строение печки;
  3. Проанализировать положительные и отрицательные стороны русской печи;
  4. Познакомиться с печной утварью;
  5. Определить, как использовалась русская печь в повседневной жизни людей в прошлом и как используется сейчас.

Методы исследования: описательно-повествовательный (идеографический), хронологический, интервьюирование, анкетирование и наблюдение.

Какие же факторы определили актуальность темы?
Во-1-х, в последнее время растет интерес к культурному наследию русского народа: проводятся этнофестивали, создаются музеи и организуются выставки, посвященные русскому быту.

Так в историко-этнографическом музее - заповеднике «Старая Сарепта» действует выставка «Дом нижневолжского крестьянина», где посетители могут увидеть и познакомиться с многофункциональностью русской печи.

Во-2-х, в результате анкетирования выяснилось, что современные дети очень мало знают о русской печи. И, наконец, еще один фактор, который делает тему работы актуальной. Даже в наши дни печка продолжает служить верой и правдой.

Этот факт был выявлен в результате анкетирования. Да и многочисленная реклама в Интернете свидетельствует, что русская печь еще не стала «преданьем старины глубокой».


Гипотеза исследования: русская печь занимала важное место в повседневной жизни русского человека. Она обогревала дом, в печи готовилась пища, с ее помощью наши предки лечились, она играла не маловажную роль в обрядовой стороне жизни.

В современном мире благодаря техническому прогрессу в наши дома пришли электричество и газ, и русская печь потеряла свое былое значение. Однако русская печь, как нам представляется, все еще продолжает служить современному человеку, особенно в деревнях и селах, при этом ее функции значительно сократились. Она скорее стала одним из символов русской культуры, который связывает прошлое и настоящее.

В ходе исследования были изучены труды русских историков и современных ученых, а также Интернет - ресурсы.

1. «История русской материальной культуры» Л.В. Беловинского содержит сжатое изложение обширных сведений по истории материальной культуры всех слоев населения России. В I главе «Жилище, двор, надворные постройки» раздел 4 посвящен русской печи.

2. В трудах Н.И. Костомарова и М. Забылина также находим сведения об истории русской печи, ее разновидностях и применении в быту.

3. Из современных авторов хотелось бы выделить Федотова Г.А. и Школьника А.Е. Книга «Русская печь» Федотова рассказывает о том, как устроена обычная и усовершенствованная печка, как самостоятельно сложить печь, как заготовлять дрова и разводить огонь, как готовить в ней пищу. Книга также содержит сведения об использовании русской печи в повседневной жизни русского человека.

Статья А.Е. Школьника «Русская печь XX века» интересна тем, что в ней рассказывается о том, какие модернизации произошли с русской печью в прошлом столетии. В труде «Печное отопление малоэтажных зданий» этого же автора содержаться сведения о количестве печей в СССР в восьмидесятые годы двадцатого века, их видах и конструктивных особенностях.


Источниками в ходе исследования послужили рассказы тех людей, которые или сами пользовались русской печью, или могли наблюдать, как это делают другие.

1. Очень ценными для меня оказались воспоминания моей бабушки Черниковой (Ларичкиной в девичестве) Марии Константиновны. Она родом из села Карпели Тамбовской области. Бабушка, можно сказать, связана кровными узами с печью, ведь она родилась на ней.

2. Интересными были и воспоминания Козырь С.Н., которая рассказала о печке своей бабушки Журавлевой Е.И. из села Сокрутовка Астраханской области, и супругов Кувакиных, которые более двух лет прожили на Алтае, и в их доме была настоящая русская печь.

3. Картины русских и советских художников, на которых изображена печь, прежде всего, дают представление о внешнем виде русской печи.

4. Ценные сведения содержат передачи, показанные на канале «Культура». Это «Русская печь – тайна наших предков» (ведущий Евгений Кулаков), и «Русский вопрос» Александра Лапина, где о печи рассказала Лидия Абакумова, заведующая музеем «Мастера» в селе Хохол Воронежской области. Она не только рассказала об истории печи, ее применении, но и испекла в ходе рассказа хлеб.

Структура исследования включает введение, заключение и три главы: первая глава посвящена истории русской печи от курной до печки – теплушки, вторая - использованию русской печи, третья глава содержит сведения о результатах анкетирования, в ней так же рассматривается вопрос о месте русской печки в современной жизни.