Символика готической архитектуры

Тематика: 
Автор: 
Щетинина Анастасия 
Руководитель: 
Жданова Ольга Сергеевна
Учреждение: 
ГБОУ гимназия 642 "Земля и Вселенная" г. Санкт-Петербург
Класс: 
9

В данном исследовательском проекте по истории на тему "Символика готической архитектуры" автором была поставлена цель рассмотреть особенности готической архитектуры и её символику, изучить историю возникновения готического стиля в искусстве и в архитектуре.

Подробнее о проекте:


Материалы предложенной исследовательской работы по истории на тему "Символика готической архитектуры" могут иметь практическое применение на уроках истории, МХК, классных часах, внеклассных мероприятиях.

В данном творческом исследовательском проекте в доступной форме изложен материал об истории романского стиля и готического направления в архитектуре, о стилистике готики, предложен список самых известных архитектурных сооружений мира, являющихся представителями готического направления.

При написании исследовательской работы по мировой художественной культуре на тему "Символика готической архитектуры" использованы информационные материалы из Интернет-сайтов и специальной литературы по данной теме.

Оглавление

Введение
1. Готика.
2. Стилистика готики.
3. Представители готического направления в архитектуре.
Заключение
Литература

Введение


После падения Западной Римской империи в Европе начались так называемые темные века, в течение которых многочисленные варварские племена вершили свою вакханалию на остатках римского культурного наследия.

На фоне бесконечных войн произошло частичное возрождение римской архитектурной традиции. История и культура развития неразрывно связаны между собой. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета.

Результатом последнего стало появление романского стиля, где основной вид - архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Готический стиль во многом стал преемником романского, потому что возник из его основ, изменил и модернизировал его черты.

Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке.

Актуальность: заключается в огромном интересе к готической архитектуре, несмотря на значительное расстояние во времени, а также в отсутствии цельного описания стиля в литературе.

Объект исследования: Готический стиль на примере архитектурных объектов

Задачи: Изучение и систематизация материалов по данной теме.

Методы: Анализ, обобщения, систематизация.

Теоретическая значимость: Представленный в работе материал может послужить отправной точкой для более глубокого исследования готики как стиля средневековья, определения специфических черт в изучении соборов.

Цель: рассмотреть особенности готической архитектуры и её символику.

Готика. Готический стиль

Готический стиль в архитектуре сформировался в XII-XIII веках, вместе с наступлением эпохи высокого средневековья. В его основе лежало то самое романское наследие и растущее могущество Святого престола, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.

Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским.


В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

Первопроходцами в готической архитектуре стали члены ордена бенедиктинцев. Именно под сводами бургундского аббатства Клюни ими был разработан собственный тип базилики, впервые воплощенный в пятинефной базилике Клюни, выстроенной в 1088 году. Базилика отличалась наличием двух трансепт и расширенной за счет венца капелл алтарной части.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания.

Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы.

Хотя ранне- готические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов.

Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция. С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали более динамичными и экспрессивными.

Готика в архитектуре Англии стала проявляться в конце XII века. Стоит заметить, что если во Франции происходило активное развитие городов, английские города развивались достаточно медленно и готические храмы были преимущественно монастырского типа. В Германию готика пришла из Франции, но, с течением времени, приобрела собственные уникальные черты.

Часть сооружений, строительство которых было начато существенно раньше, были достроены с применением характерных готических элементов декора и конструкции, став основой своеобразного романско-готического стиля В северной части Европы, в силу дефицита песчаника и мрамора, традиционно использовавшихся для строительства готических соборов, возникла кирпичная готика.

Строители использовали фигурный кирпич, который позволял создавать готические узоры не хуже, чем из обтесанного камня. Готика активно развивалась в Испании, Нидерландах, Чехии, Италии — этот стиль везде претерпевал определенные изменения, сохраняя общие черты. Развитие готики прервала «черная смерть», выкосившая в XIV веке почти треть населения Европы. Впоследствии готика получила некое возрождение под названием «пылающая готика» — в ней уже прослеживались черты маньеризма.

Перейти к разделу: 2. Стилистика готики

Содержание