Этимология как раздел лингвистики и объект исследования

Учение об истине

Всему в окружающем нас мире дано название. Словами обозначены растения, насекомые, птицы и звери, горы и реки, океаны и моря, планеты, звёзды, галактики. Мы называем не только реальные объекты, но и придуманные, вымышленные, существующие не в действительности, а лишь в нашем воображении.


Одни имена являются нарицательными (служат обобщёнными названиями предметов), другие – собственными (это индивидуальные наименования предметов). Очень часто нарицательные слова становятся именами собственными, но случается, что и собственные имена переходят в разряд имён нарицательных.

Как рождаются слова, названия? Можно ли разгадать тайну происхождения того или иного наименования? Этим-то и занимаются лингвисты-этимологи .

Происхождение слов изучает специальная наука ЭТИМОЛОГИЯ.

Этимология (др.-греч. ἐτυμολογία, от др.-греч. ἔτυμον «истина, основное значение слова» и др.-греч. λόγος «слово, учение, суждение») — раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания)), изучающий происхождение слов (и реже морфем). А также — методика исследований, используемых при выявлении истории происхождения слова (или морфемы) и сам результат такого выявления .

Предмет этимологии как раздела языкознания — изучение источников и процесса формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава языка древнейшего периода. В лексике каждого языка имеется значительный фонд слов, связь формы которых со значением непонятны современному человеку, поскольку структура слова не поддаётся объяснению на основе действующих в языке моделей образования слов.

Исторические изменения слов скрывают первоначальное значение слова. Целью этимологического анализа слова является определение того, когда, в каком языке, как и с каким значением возникло слово. Реконструкция первичных формы и значения слова — предмет этимологического анализа.

Этимология характеризуется комплексным характером методов исследования. Слово (или корень), этимологию которого требуется установить, соотносится с родственными словами (или корнями), выявляется общий производящий корень, в результате снятия наслоений позднейших исторических изменений устанавливается исконная форма и её значение.

Литература, раскрывающая тайны слова


Для начала исследования надо было найти нужные источники информации. Одними из них были этимологические словари русского языка. Но тут я столкнулся с проблемой. Выяснилось, что существует огромное множество этимологических словарей. Именно поэтому надо было выбрать те, которые пригодились бы при исследовании.

Мною было выбрано три словаря – это:

  • Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера (рис. 1),
  • Школьный этимологический словарь Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой,
  • Этимологический словарь славянских языков.

Этимологический словарь Макса Фасмера

Самый капитальный этимологический словарь русского языка создавался в годы Второй мировой войны в Берлине. В это трудно поверить, но именно так и было. Великий научный подвиг совершил Макс Фасмер (рис.2) , уроженец Санкт-Петербурга.

С чего начинается создание любого словаря? Со словарной базы. Во времена М. Фасмера словарная база представляла собой картотеку. Одна карточка – одна словарная статья.

На каждой карточке – сравнение данного слова со словами других языков, список источников, подтверждающих ту или иную версию происхождения слова, и, наконец, вывод автора.

Всего словарных статей в Этимологическом словаре М. Фасмера было без малого 18 тысяч, картотека на несколько шкафов. Выводы о происхождении того или иного слова делались на основании сопоставления в общей сложности с двумя сотнями языков или диалектов.

Список источников, которыми пользовался М. Фасмер, достигал 500 наименований книг и журналов. Около 35 страниц мелким шрифтом! Потрясающее количество информации должно было «спрессоваться» в книге немалого объема.

Школьный этимологический словарь Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой

Языкознание как наука включает в себя много разделов, изучающих разные стороны существования и развития языка как системы. Один из разделов языкознания – этимология, занимается происхождением слов, их возникновением и изменением во времени и пространстве. Этимология как наука о языке входит в школьную программу по русскому языку.

Поэтому был создан Школьный этимологический словарь . Слова отражают в себе жизнь народа, его историю. Много слов приходит из других языков в процессе общения людей. Собственно славянские и русские слова тоже не остаются неизменными, но меняют свое значение или форму с течением времени. И все это можно восстановить научным поиском, результаты которого показаны в данной книге в доступной форме.

Трудностей и сложностей в происхождении слов много. Но Школьный этимологический словарь в доступной форме рассказывает о происхождении слов, показывая всю, иногда достаточно длинную цепочку их бытования в различных языках с разными значениями.

В словаре в научно-популярной форме подробно толкуется происхождение наиболее употребительных слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь, исходный языковой материал и способ образования, первоначальное звучание и изменение значений. Статьи школьного словаря более краткие, но зато есть новые слова. Словарь ориентирован не на школьного учителя, а именно для школьников.

Этимологический словарь славянских слов

Этот словарь задумывался в 1950-е годы в связи с неудовлетворённостью на тот момент славянскими этимологическими словарями. С 1961 года началась подготовка к словарю под руководством О. Н. Трубачёва при Институте русского языка АН СССР.

В 1963 году вышел пробный выпуск словаря, а с 1974 года начался интенсивный выпуск словаря по томам. С самого начала и до сегодня словарь выпускается при Отделе этимологии и ономастики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. К 2014 году было издано 39 выпусков.

Главным (ответственным) редактором выпусков словаря с 1974 по 2002 годы был О. Н. Трубачёв, с 2002 года им стал А. Ф. Журавлёв.

В 2002—2005 годы вышли 29—32 выпуска, подготовленные ещё при жизни О. Н. Трубачёва, из которых два последних были под руководством также А. Ф. Журавлёва.

Во всех выпусках словаря на каждое реконструируемое праславянское слово даётся этимология и история этимологических исследований. Некоторые статьи представляют собой маленькие монографии. Приводятся соответствия во всех славянских языках, а также соответствия в других индоевропейских языках. Авторами словарных статей было использовано свыше 2100 журналов и книг. Лексический объём словаря по предварительным оценкам должен составить до 20 тысяч слов.

Многотомный «Этимологический словарь славянских языков» (ЭССЯ) является словарём реконструированной лексики праславянского языка, существовавшего до VI–VII вв. Праславянский язык был общим для всех славянских народов того времени, однако включал различные диалекты. Праславянский язык был бесписьменным, поэтому реконструкция словарного состава проводилась путём сравнения праславянской лексики различных славянских языков.

В ЭССЯ не включены более поздние заимствования, произведённые отдельными славянскими языками у неславянских языков или друг у друга. По причине бесписьменности праславянского языка включённые в ЭССЯ слова являются гипотетическими, восстановленными. Поэтому перед ними ставится «звёздочка» (типографский знак астериск).