Этимология названий животных и птиц в России

Тематика: 
Автор: 
Давлятшин Георгий Рустамович
Руководитель: 
Дубова Людмила Александровна
Учреждение: 
МБОУ СОШ № 23 г. Коврова Владимирской области
Класс: 
6

Предложенная автором творческая исследовательская работа по русскому языку "Этимология названий животных и птиц в России" будет интересна для учеников средней и старшей школы, поможет вызвать у них интерес к изучению русского языка и происхождения слов.

Подробнее о проекте:


Созданный учащимся проект по русскому языку на тему "Этимология названий животных и птиц в России" содержит описание этимологии как науки, характеристику раздела языкознания, занимающегося изучением происхождения в языке слов, в частности названий птиц и животных, проживающих в средней полосе России.

В предложенной работе по русскому языку рассматривается этимология названий животных и птиц в России по классификации, разработанной автором проекта, в которой названия птиц и животных определяются по внешним признакам, поведению или издаваемым звукам. Также в работе представлено исследование происхождения названия животного "выхухоль".

Оглавление

Введение
1. Этимология как раздел лингвистики и объект исследования
1.1. Учение об истине.
1.2. Литература, раскрывающая тайны слова.
1.3. Как работать со словарем.
2. Основные принципы образования названий животных и птиц.
2.1. Особенности названий животных.
2.2. Особенности названий птиц.
2.3. Структурирование результатов исследования.
2.4. Как же пахнет выхухоль?
Заключение
Библиография

Введение


Всем нам с детства знакомы самые обычные и простые слова «лошадь», «собака», «кошка», «свинья», «петух», но лишь единицы могут объяснить значение этих слов, их происхождение, а зачастую это бывает очень интересно и познавательно. Значение многих слов названий животных даже учёным трудно объяснить.

Возьмем, к примеру, слово «выхухоль». Оно ни на что не похоже в русском языке, вызывает недоумение. Его значение скрыто от современного человека. На уроке русского языка я услышал вопрос: «Как пахнет выхухоль?» Нам было предложено решить эту задачу при помощи этимологического словаря. Это и стало отправной точкой моего исследования. Анализ этимологии этого слова заинтересовал меня, вместе с ним мне захотелось выяснить происхождение названий и других животных.

Изучение данной темы могло бы помочь людям разных возрастов лучше ориентироваться в таком разделе науки о языке, как этимология, а также расширило бы кругозор человека, существенно увеличило бы его словарный запас. Кроме этого, этимологический анализ слова помогает объяснить многие словарные написания, делает понятным то, что раньше приходилось механически запоминать. В этом и заключается актуальность исследования.

Тема исследования «Этимология названий животных и птиц средней полосы России»

Целью данного исследования является изучение происхождения названий животных и птиц средней полосы России и структурирование этих названий на группы по основным принципам образования слов с этимологической точки зрения.

Задачи исследования:

  • познакомиться с существующими этимологическими словарями, содержащими информацию по теме исследования;
  • изучить исторические (этимологические) основы возникновения названий животных;
  • структурировать полученную информацию, выделить основные группы названий.

Объект исследования: этимология как раздел науки о языке

Предмет исследования: история названия животных и птиц средней полосы России

Гипотеза: названия животных и птиц не являются случайными, а свидетельствуют о наблюдательности русского народа, его способности выявлять главное в окружающем мире; знание этимологии слова способствует расширению словарного запаса человека; этимологический анализ слова является результатом внимательного, бережного отношения к русскому слову и русской истории в целом.

В ходе исследования использовались следующие методы работы:

  • анализ научной литературы по теме исследования;
  • структурирование полученной информации.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала на уроках русского языка, биологии, как дополнительного материала для проведения праздника Дня славянской письменности и культуры.