Первые народные кукольные театры

Творческий проект: 

Первые народные кукольные театры

Судьба не улыбнулась «петрушке». Несмотря на вполне вероятную симпатию к нему широких народных масс, с первых же лет своего существования народному театру «петрушки» пришлось вступить в тяжелую и упорную борьбу за жизнь. ХVII в. нашей истории характеризуется усиленными гонениями правительства и церкви.


Целым рядом правительственных и церковных указов «гусли и смыки, и всякое гудение, и глумление, и позорище, и многовертимое плясание» были, безусловно, запрещены. Несчастные скоморохи, были подвергнуты суровой опале. Только что народившемуся театру «петрушки», пришлось испытать горькую участь своего носителя - скомороха. Царская грамота 1648г. Повелевает бить батогами всех ослушников государева указа. «Бесчинствами» и «неистовствами» скоморошьей братии приходил конец.

С половины XVII в. скоморохи начинают исчезать с исторической сцены. Их искусство не исчезло. Скоморохи, уходя, передали весь свой богатый репертуар народу. Народ бережно хранил потешное наследие скоморошников, сберег и «петрушку». С конца XVII и начала XVIII в. театр петрушки получил, наконец, возможность более или менее свободно дышать.

Церковь, еще косо посматривала на все проявления народного веселья. По некоторым косвенным данным можно смело утверждать, что театр петрушки в XVIII в. не исчез, но даже достиг известного расцвета. Со второй половины, в особенности с конца XIX в., театр петрушки постепенно приходит в упадок и в XX в. начинает исчезать с исторической сцены. Конец петрушки вызван охлаждением к нему народных масс.

Устройство сцены. Главный герой кукольного театра


Устройство «сцены» народного театра «петрушки» крайне примитивно. В процессе своего развития театр выбрал три типа своей «сцены». В большинстве случаев устраивалась она следующим образом: на ровном месте в землю вбиваются два шеста, между ними протягивается ткань, обычно цветная, и «сцена» готова.

Второй тип сцены - наиболее распространенный - четырехрамная ширма. В балагане зрители обычно размещались на скамейках. Иногда зрители в балаган не впускались и смотрели на представление сквозь специально вырезанные оконца.

Наш народный Петрушка, балагур и потешник. Он хвастлив, хитер, держит себя вызывающе, дерзок, придирается к словам. Труслив, плачет. Его цель распотешить публику. В дни больших праздников представления театра «петрушки» шли беспрерывно, кукольники нередко зарабатывали до 20-25 рублей в сутки.

Возник театр петрушки, по всей вероятности, в пределах Москвы или Новгорода. Куклы вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях. Главный герой народного театра кукол - Петрушка. Народная кукольная комедия связана с официальной культурой ее неприятием, высмеиванием, пародированием.

Таким образом, русская кукольная комедия в XVII веке не только явилась первым русским театральным спектаклем, не только подготовила зрительскую аудиторию к восприятию театрального искусства, но возможно, стала одной из причин появления в России профессионального театра кукол.

Перейти к разделу: 4. Виды театральных кукол