Материал, используемый для рукописных книг

1.2. Материал, используемый для рукописных книг

Художественный образ русской рукописной книги создавался при помощи материала, на котором они писались. В Египте в эпоху Раннего Царства для письма использовались и камень, и дерево, и кожа, и полотно, и даже черепки. Однако главным материалом служил папирус (приложение 1).


Процесс из­готовления писчего материала из папируса подроб­но описан римским ученым Плинием Старшим в его «Естественной истории». Стебель папируса ножом или иглой наре­зали вдоль широкими полосками и укладывали на смоченную илистой нильской водой наклонную доску. Вода стекала, а липкий ил скреплял полоски меж­ду собой. Затем накладывали поперек еще один та­кой же ряд полосок, чтобы они плотнее прилегали одна к другой, их сильно отбивали молотком.

В конце концов получалось нечто вроде ткани из ра­сположенных крест-накрест волокон. Непросо­хшие папирусные листы прессовали, разглаживали раковиной или слоновым бивнем и выносили на солнце для просушки. Это и была «бумага» древ­них египтян, только желтоватого оттенка. Листы нарезали по нужному формату, приклеивали один к другому, а образовавшуюся таким образом длин­ную полосу папируса сворачивали в рулон (свиток).

Египтяне писали на папирусе продолговатой ка­мышовой тростинкой со срезанным наискось кон­цом. Писец должен был иметь при себе небольшой кувшинчик с водой, чтобы разво­дить краски или смывать чернила.

Египетские писцы были настоящими художни­ками. Книги они писали разборчивыми и красивы­ми иератическими знаками, а религиозные тексты - как правило, иероглифами. Иногда текст был украшен тщательно вырисованными иллюстра­циями. Образцом могут служить великолепные ил­люстрации из «Книги мертвых» (приложение 3), особенно в редак­циях, относящихся к временам расцвета древне­египетской культуры в эпоху XVIII династии.

Ри­сунки умело компоновали с текстом или же раз­мещали между отдельными колонками.рукописная книга

Переписка книг. Миниатюра.

Конец XVI в. (приложение 2)


Совершенно иначе, чем в Египте, выглядела книга в государствах Месопотамии. Папирус там не растет, нет там и пригодного для резьбы камня. За­то много глины - вот шумеры и воспользовались этим природным материалом. Жирная и вязкая ал­лювиальная глина стала для них не только основ­ным строительным и гончарным материалом, но и пригодилась в качестве материала для письма.

Чтобы письмо было ровным, табличку расчерчивали, прикладывая к мягкой глине туго натянутую нить. Зачастую табличку исписывали с обеих сто­рон, а то и по торцам. Готовый документ сушили на солнце или обжигали. Если писец не успевал нанести весь текст в один прием, он заво­рачивал табличку в мокрую тряпку, чтобы она не затвердела. Шумерская или вавилонская книга состояла из десятков пронумерованных гли­няных таблиц (приложение 4).

В северо-западных областях Ин­дии тексты писались на глиняных табличках, как в Шумере и Вавилоне. Одним из наиболее распро­страненных материалов для письма, особенно в XI и XII веках, служила хлопчатая ткань, обработан­ная смолой тамариска (пата), и шелковая ткань. В других местах писали на тонких бамбуковых дощечках (салака), использовали также кору гима­лайской березы (бухрджа). С VII в. самым распро­страненным материалом для письма стали пальмо­вые листья.

Первые китайские книги написаны на бамбу­ковых или деревянных планках (приложение 5). Предполагается, что бамбуковая книга возникла в XIV-XIII вв. до н.э. и просуществовала до II в. н.э. На бамбуковых планках, длинных и узких, можно было уместить мало иероглифов, а, следовательно, на книгу уходило множество планок. Чтобы они не перепутывались, их связывали в определенном по­рядке кожаным ремешком или шелковым шнур­ком. Книга получалась громоздкая, тяжелая, неу­добная для чтения. К тому же шнурки и ремешки часто перетирались, и деревянные «листы» пере­путывались.

Античный мир заимствовал с Востока не только систему письма, но и папирус. Видимо, папирус по­пал в Грецию не ранее VII в. до н.э., когда между Грецией и Египтом установились постоянные тор­говые связи. И вплоть до III в. до н.э. он оставался главным писчим материалом. Однако, сохраняя монополию на его производство, Египет постоян­но взвинчивал цены. В результате начались поиски более дешевого материала. Им в римскую эпоху и оказался пергамен.

Пергамент - древнейший книжный материал (приложение 6). Это особым образом обработанная кожа. Вообще-то выделанные шкуры использовались для письма уже с незапамятной древности, в том числе в Египте и Ассирии, на обработанной коже евреи записывали свои священные книги.

Еще сов­сем недавно ирокезы в Северной Америке изо­бражали на коже тотемы и пиктограммы. Особую роль тут сыграло малоазиатское эллинистическое государство Пергам (отсюда и название «перга­мен»), но монополию на изготовление этого писче­го материала ему не удалось удержать надолго.

Греция, а затем Рим и его провинции сами налади­ли производство пергамена. О технологии его изго­товления в античные времена нам известно мало. Самый ранний рецепт относится к VIII в. н.э. На пергамен шла овечья, козья или телячья шкура. По сравнению с папирусом пергамен обладал мно­гочисленными преимуществами: он прочнее, его легко сгибать и резать. Писать на нем можно было с обеих сторон листа. Не было и проблем с сырьем, хотя шкуры обходились дороже папируса: ведь на одну-единственную книгу прихо­дилось забивать целое овечье или козье стадо.

На Руси пергамен называли также «кожей», «мехом», «телятиной». Последнее название указывает на производство пергамена из телячьей кожи. Термин «пергамен» появился на Руси только в XVII веке.

Кроме пергамена в качестве материала для письма использовались береста и холст, привлекались дерево и камень.

Главным орудием письма на Руси служили гусиные перья. В рукописях упоминаются и лебединые, и павлиньи перья.

Книги писались чернилами, которые имели коричневатый бурый тон совершенно различных оттенков и отличались большой прочностью. Для изготовления чернил использовали также старые гвозди и старое железо, вишневый клей, мед, квас, кислые щи. Способы приготовления чернил были достаточно разнообразны.

Кроме чернил, для письма часто использовали красную краску. Она служила для оформления заголовков и инициалов. Для написания заглавий и отдельных букв применялось золото, сусальное или твореное. Серебро в русской письменности встречалось очень редко.